Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект О северном завозе, разработанный Минвостокразвития России с участием представителей обеих палат Федерального Собрания, регионов, экспертов от науки и бизнеса.
Северный завоз - это комплекс мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов.
В законе предлагается закрепить понятия территории северного завоза, территории с ограниченными сроками завоза грузов, перечень таких территорий утвердит правительство РФ на основании предложений высших должностных лиц регионов.
География северного завоза охватывает 25 субъектов Российской Федерации, доставка грузов в которые сопряжена с преодолением ограничений слабо развитой транспортной инфраструктуры и сложного климата. В отдельных исследованных нами районах окно доставки жизненно важных грузов составляет всего несколько недель в году. Ежегодно в населенные пункты Крайнего Севера, приравненные к ним местности и территории с ограниченными сроками завоза грузов, доставляется более 3,4 млн тонн жизненно важной продукции для 3 миллионов жителей, - проект законопроекта в Госдуме представил Алексей Чекунков, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Также в рамках законопроекта планируется создание единого морского оператора северного завоза, который будет обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов между морскими портами. По согласованию с федеральным координатором оператор будет утверждать маршрут и график движения судов.
Кроме того, правительство определит перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, их финансирование планируется осуществлять с 2026 года в размере 100%. По предварительной оценке, расходы федерального бюджета на содержание (ремонт, капитальный ремонт) данных объектов в 2026 году составят 7,4 млрд рублей. Речь идет о внутренних водных путях, автомобильных дорогах, аэродромах, находящихся в федеральной собственности.
Документ также ранжирует грузы северного завоза. Так, к первой категории (жизнеобеспечения) предлагается отнести грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Это социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы. Перечень грузов первой категории будет утверждать Правительство РФ.
Грузы второй категории - грузы для государственных и муниципальных нужд. Грузы третьей категории - иные грузы, не включенные в первую и вторую категории.
Также законопроект предполагает создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС Северный завоз), которая обеспечит обработку и анализ информации о северном завозе, мониторинг движения грузов и своевременное выявление рисков возникновения сбоев в поставках.
Ирина Яровая, председатель центральной контрольной комиссии партии Единая Россия, заместитель Председателя Государственной Думы, также выступила за принятие законопроекта и отметила, что уже в конце 2021 года в повестку партии были внесены вопросы северного завоза: Мы помним, какие проблемы были в регионах. И предложения, которые были нами сформированы, касались именно того, чтобы в максимально короткий срок обеспечить прямое законодательное регулирование вопросов северного завоза, определить единого оператора, влиять на вопросы тарифов морских перевозок, маркировать грузы и очередность их отправки, чтобы субъекты Российской Федерации, понимая свою ответственность за жизнеобеспечение территорий в координации с федеральными министерствами, могли выстраивать общую логику и логистику этих процессов. Важно, что это влияет на качество жизни людей. Сегодня приход инвестиций на Дальний Восток стал возможен благодаря тому, что инвесторы поверили в Дальний Восток. И те формулы успешного партнёрства, которые уже задействованы, дают нам все основания полагать, что и механизмы частно-государственного партнёрства, которые будут касаться северного завоза, станут дополнительным стимулом и критерием качества работы, в том числе и органов исполнительной власти на местах.
Федот Тумусов, секретарь президиума партии Справедливая Россия - За правду по вопросам национальной политики, также поддержал законопроект: Новое это всегда хорошо забытое старое. Помню, что в советское время северный завоз обеспечивал комплексную поставку продуктов питания, лекарств, горюче-смазочных материалов в северные районы страны. Цены были такие же, как по стране. Конечно, мы поддерживаем этот законопроект, но отмечу, что он должен быть прямого действия - должны быть прописаны все вопросы субсидирования и финансирования.
Сардана Авксентьева, заместитель руководителя фракции Новые люди, отметила, что несколько поколений северян и дальневосточников ждали этот законопроект: Наша фракция партии Новые люди конечно, поддерживает этот законопроект. Мы всегда выступаем против излишней централизации всех полномочий, но говоря о федеральном координаторе северного завоза, приветствуем, поскольку это публичное обязательство государства перед людьми. Отмечу, что единый механизм планирования и создаваемую единую систему мониторинга в планах развернуть за полтора года, что в конечном результате даст картину того, что завозится, в какие сроки, куда, какие существуют логистические сложности. Это полезный ресурс, чтобы быстрее, качественнее и дешевле доставлять товары.
Мы в начале большого пути. Дальний Восток и Арктика, с одной стороны, разные регионы, но с другой, их объединяют непростые климатические условия. Преодолевая эти трудности, жители берутся за все возможности, которые открываются перед ними, и где-то ломая лед, как ледоколы, идут вперед, где-то ошибаются, но при этом используют новые технологии. Не двигаясь вперед, не создавая новых инструментов, мы не поддержим людей, сильных духом, которые держат наш форпост, наш вектор развития. И Север, и Дальний Восток играют, как никогда, важное значение. Я верю, что такие инновации позволят и развить экономику, и повысить эффективность работы на этих территориях, но самое главное повысить качество жизни людей, - подчеркнул Алексей Чекунков.