Сбои в обеспечении северного завоза объясняются отсутствием координации и комплексного подхода к организации закупочных процедур и обеспечению транспортировки грузов. В результате сроки северного завоза срываются, розничная стоимость товаров, включающая наценку за неэффективные закупки и логистику, оказывается недоступной для большинства северян. В ряде регионов Крайнего Севера фиксируется кратное (в 2-3 раза) превышение розничных цен на социально-значимые продукты питания относительно стоимости аналогичных продуктов в Центральной России. Например, цены на хлеб, сахарный песок, масло растительное выше в 2,1 раза, пастеризованное молоко дороже в 3,3 раза.
Проект федерального закона О северном завозе разрабатывался Минвостокразвития России по поручению Президента России Владимира Путина. Разработка документа находится под контролем заместителя Председателя Правительства Российской Федерации полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДФО Юрия Трутнева.
Законопроектом введено само понятие северного завоза, распределены полномочия в сфере северного завоза между федеральным, региональным и муниципальным уровнем власти, урегулирована закупочная деятельность, порядок доставки грузов, мониторинга и контроля, вводится комплекс мер поддержки участников северного завоза. Единым федеральным координатором северного завоза выступит Минвостокразвития России.
Для грузов северного завоза, разделенных на три категории, впервые устанавливается приоритетный порядок транспортно-логистического обслуживания. К первой категории отнесены товары жизнеобеспечения населения и организаций социальной сферы (включая продовольствие, лекарства, медицинские изделия и др.), жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Такие грузы больше не будут простаивать в морских портах и терминалах в ожидании очереди на обработку. Для грузов северного завоза планируется ввести цифровую идентификацию.
Законопроектом предусмотрено создание единого морского оператора. Эта компания будет обеспечивать перевозки приоритетных грузов северного завоза морским транспортом по субсидируемым тарифам. Перечень грузов и услуг в сфере северного завоза, тарифы на которые будут регулироваться, а также порядок такого регулирования, определит Правительство России.
Создается законодательная основа для развития опорной инфраструктуры, задействованной в северном завозе. Для участников северного завоза вводится беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.
Законопроект направлен и на обеспечение регулярности северного завоза и на снижение цен, то есть на то, чтобы продукты доходили до северян с минимальной ценой, ранее заявлял Юрий Трутнев.
Накануне в рамках рабочей поездки в Магаданскую область Юрий Трутнев провел совещание о прохождении осенне-зимнего периода и обеспечения Магаданской области социально-значимыми товарами. Полпред отметил, что Колыма сталкивалась с проблемами, связанными с поставками топлива.
Юрий Трутнев подчеркнул, что Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики готовит закон о северном завозе, который должен защитить интересы тех, кто живет в населенных пунктах, не имеющих круглогодичных наземных маршрутов, обеспечить бесперебойную доставку топлива и всех социально-значимых грузов, товаров первой необходимости.