Правительство Российской Федерации продолжает работу по развитию и обустройству Северного морского пути (СМП) важнейшего транспортного коридора национального и мирового значения.
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о порядке финансирования работ по разработке и запуску цифровой экосистемы СМП.
Речь идёт о создании ледового навигатора, позволяющего с высокой точностью проложить безопасный маршрут в постоянно изменяющихся условиях Северного Ледовитого океана. В 20232024 годах из федерального бюджета на эти цели будет выделена субсидия в размере 3,8 млрд рублей.
Создание цифровой экосистемы включает установку бортовых автоматизированных информационно-измерительных комплексов на судах в акватории СМП, а также самолётах и вертолётах ледовой разведки. Предполагается, что благодаря данным таких комплексов удастся повысить точность оценки метеорологической и навигационной обстановки. Затем сформированный массив информации о погодных условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов попадёт на Единую платформу цифровых сервисов СМП, где с ним смогут работать зарегистрированные пользователи грузоперевозчики, судовладельцы, капитаны судов и страховщики.
Создание цифровой экосистемы планируется завершить к середине 2025 года. Оно идёт в рамках федерального проекта Развитие Северного морского пути.
На базе созданной информационной платформы будут оказываться логистические услуги судоходным компаниям, использующим Северный морской путь. Речь идёт в том числе об оформлении разрешений на проход судов, мониторинге, диспетчеризации, управлении работой флота.
Также Правительство продолжает развивать инфраструктуру для Северного морского пути. Новым распоряжением утверждён объём бюджетных инвестиций в строительство нефтяного терминала Порт Бухта Север. В 2023 году они составят более 2 млрд рублей, а в 2024 году более 1,6 млрд.
За счёт федерального финансирования будут проведены работы по углублению акватории порта, а также установлены средства навигации и объекты системы обеспечения безопасности мореплавания. Это даст возможность проводить морские суда ледового класса с суммой полезного груза свыше 120 тыс. т. Ввод в эксплуатацию новой портовой инфраструктуры намечен на 2024 год.
Порт Бухта Север будет обслуживать Пайяхскую группу месторождений на севере Красноярского края вблизи Диксона. Он станет крупнейшим в России нефтеналивным терминалом с парком для приёма и хранения нефти. Появление Бухты Север позволит к 2024 году увеличить суммарный объём грузоперевозок по СМП до 80 млн т.
Рассчитываем, что принятые меры будут стимулировать экономическую активность в Арктической зоне, улучшат транспортную доступность и снабжение её жителей необходимой продукцией и в целом ускорят развитие региона, отметил Михаил Мишустин в ходе совещания с вице-премьерами 16 января.
Северный морской путь кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяжённость пути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тыс. км. При этом он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне России, что особенно важно в условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции.